Эволюция человеческих предпочтений. Часть 1

Аудио-версию этой статьи можно послушать по ссылке.


В этом посте мы постараемся ответить на вопрос, откуда берутся наши предпочтения. Что такое предпочтения? Это всё то, к чему у нас есть какое-то отношение, что мы считаем хорошим и правильным или, наоборот, нехорошим и неправильным. А поскольку к большинству вещей у нас есть хотя бы какое-то отношение, то это значит, что речь в этом посте пойдёт о самых разных вещах: о гастрономических пристрастиях и художественных вкусах, о сексуальных ориентациях и политических взглядах, о нравственных ориентирах и моральных ценностях, о мимолётных увлечениях и долгосрочных приоритетах — ведь это всё предпочтения. Поэтому мы будем говорить обо всех предпочтениях сразу, о предпочтениях в широком смысле, общо.

Итак, откуда берутся наши предпочтения? Короткий ответ на этот вопрос — эволюция: наши предпочтения (в широком смысле) формируются в процессе эволюции (тоже в широком смысле). Но что такое эволюция? Очень часто это понятие остаётся непонятым или, что ещё хуже, понятым неправильно. Эволюция — это процесс постепенного изменения. И в этом определении важны все три слова.

  • Во-первых, это процесс, а не результат. Эволюция не начинается и не заканчивается. При этом никакой цели, никакого смысла, никакого результата у эволюции нет — есть только процесс. И конечно, Homo Sapiens никакой не венец эволюции, а всего лишь звено, ещё одно промежуточное состояние на пути слепого и ни к чему не ведущего эволюционного процесса. Конечно, бывает целенаправленный искусственный отбор, и наши питомцы — наглядное тому подтверждение, ведь мы отобрали их с какой-то целью (хотя точнее было бы сказать, что это была наша совместная коэволюция). Но что касается естественного отбора, то никакой цели у него нет: он просто происходит и всё.
  • Во-вторых, постепенного, а не скачкообразного изменения. Эволюция идёт не от вида к виду (это очень условное деление), а от поколения к поколению. То есть от родителей к детям. Так, если у вас есть дети, то это значит, что вы передали им свои гены, сохранили их в популяции (что само по себе нехорошо и неплохо). Если же детей у вас нет, то это значит, что вы не сохранили свои гены (что тоже, конечно, нехорошо и неплохо). Так или иначе, ваши решения в любом случае воздейстуют на будущий состав человеческого генофонда, вы в любом случае являетесь участником эволюционного процесса. Хотите вы того или нет.
  • Наконец, это процесс изменения. Но изменения чего? А всего сразу: как живого, так и неживого, как на Земле, так и за её пределами. Дело в том, что эволюцию нужно понимать комплексно: это не только адаптация видов и общества под условия среды (так сказать, эволюция живого), но также и изменение среды, в том числе под воздействием этих самых видов и обществ (эволюция неживого). Всегда что-то остаётся и сохраняется, а что-то исчезает или трансформируется — это и есть эволюционное изменение. Причём именно изменение, а не развитие: эволюция — это совершенно не обязательно прогресс. Регресс, то есть нежелательное, по чьему-то мнению, изменение вида, социума или среды, тоже вполне может быть «результатом» эволюционного процесса. Например, если человечество разбомбит само себя ядерными ракетами, то это значит всего лишь, что никакого человечества больше не будет — и это тоже какой-то «результат».

Окей, допустим, предпочтения (как и всё остальное) формируются в процессе эволюции (а как иначе?). Но что это за эволюция? Как она происходит? Давайте разбираться. Чтобы ответить на эти вопросы, имеет смысл выделить несколько видов эволюции и описать те механизмы, с помощью которых они происходят. Обычно выделяют биологическую и культурную эволюцию. Мне представляется разумным добавить к ним ещё два вида, а именно эволюцию институтов и эволюцию личности. Конечно, всякое деление целостного эволюционного процесса будет условным, но почему бы не попробовать. Поэтому давайте рассмотрим следующие — не вполне отдельные и не вполне исчерпывающие — подпроцессы.

  • Биологическая эволюция. Это такая эволюция, которая происходит на уровне генов. Ну например, если вдруг вам на голову упадёт кирпич (тьфу-тьфу-тьфу!), то скорее всего ваши гены будут потеряны. Ну или по крайней мере, снизится вероятность вашего эволюционного успеха, то есть выживания и размножения. А вот гены других, более внимательных людей останутся — так сказать, естественный отбор на внимательность. Это и есть биологическая эволюция. И как видите, реализуется она двумя способами: через рождение (размножение) и смерть (выживание). Любопытно, что человечество постепенно учится контролировать биологическую эволюцию — что, конечно, её не отменяет — посредством медицины, планирования семьи и редактирования генома (просто зафиксируем это как факт).
  • Культурная эволюция. Заметьте, что если на вас упадёт кирпич (свят-свят-свят!), то потеряны будут не только ваши гены, но также и населяющие вашу голову гениальные идеи и высокие ценности (так называемые мемы). А вот идеи и ценности других людей «выживут» и — также как и их гены — продолжат распространяться по планете. Собственно, это изменение «популяции» мемов и называется культурной эволюцией. И как видите, она в общем-то аналогична биологической. Отличие же в том, что культурная эволюция происходит намного быстрее, поскольку реализуется не только путём рождения и умирания (хотя и это тоже), но также в процессе воспитания и образования, написания и издания книг, политической пропаганды и агитации, шеринга постов в социальных сетях, сплетен и милой болтовни на кухне. Кстати, один из важнейшых каналов передачи культурных мемов — это подражание, ведь дети, да и взрослые тоже, обычно копируют поведение других, более успешных, по их мнению, людей.

Таким образом, если биологическая эволюция — это, грубо говоря, изменение устройства мозгов и формы тел (то есть «железа»), то культурная эволюция — это изменение содержимого этих мозгов и поведения этих тел (то есть «софта»). Однако важно понимать, что это взаимосвязанные вещи. Скажем, почему мужчины и женщины выглядят так, как они выглядят? Потому что таких мужчин и женщин выбирают женщины и мужчины соответственно (происходит половой отбор), потому что таковы их предпочтения.

  • Институциональная эволюция. Институты — это такие структуры, из которых состоит человеческое общество: города и государства, компании и рынки, театры и университеты. С одной стороны, институты, конечно, состоят из людей. Но с другой стороны, функционируют они в общем-то независимо от конкретных составляющих их лиц — и это свойство делает их как бы отдельными организмами. При этом, также как и живые организмы, институты воспроизводятся (за счёт кадров и грамотного управления), размножаются (стремятся к расширению влияния, бюджета и полномочий) и адаптируются к внешним условиям (то есть к изменениям культуры и других институтов). Поэтому и имеет смысл говорить об институциональной или скорее даже культурно-институциональной эволюции (ведь культура тоже адаптируется — к изменениям институтов).
  • Личностная эволюция. Эволюцию личности я хотел бы выделить отдельно, несмотря на то что, конечно, это подвид культурной эволюции. Но если под культурной эволюцией обычно понимается изменение культуры в целом (на макроуровне, на длительных временных промежутках), то эволюцией личности я бы назвал изменение ценностей и убеждений отдельно взятого человека (на микроуровне, в течение его жизни). При этом надо понимать, что личностная трансформация почти всегда происходит под влиянием социума (культуры). Но с другой стороны, социум — это множество личностей (и образуемых ими структур), а значит, динамика культуры — языка, религии, политики, науки, искусства — определяется в том числе и эволюцией отдельных личностей (но не сводится к ней). Как происходит личностная эволюция? Путём научения, в результате переживаемого нами опыта. Ведь что бы с нами ни происходило, мы всегда делаем две вещи: думаем и чувствуем. Так вот с помощью мышления меняются наши убеждения, а с помощью эмоций — ценности (хотя это тоже взаимосвязанные процессы).

Итак, есть биологическая эволюция. Как бы поверх неё происходит культурная и одновременно институциональная эволюция — и вместе они образуют человеческую историю, которую мы наблюдаем как бы на макроуровне. При этом на микроуровне происходит личностная эволюция отдельных людей, которые являются продуктами биологии, культуры и институтов, но также оказывают на них какое-то влияние.

Но вернёмся к предпочтениям. Мы выяснили, что они формируются в процессе эволюции, назвали компоненты этого эволюционного процесса и обозначили те механизмы, с помощью которых он реализуется. Но какие именно предпочтения формирует эволюция? Переформулируем вопрос: какие гены и мемы (отвечающие за наши предпочтения) остаются в популяции в долгосрочной перспективе? Ответ, который даёт теория эволюции, до смешного прост: в популяции остаются такие гены и мемы, которые имеют больше всего шансов в ней остаться, то есть сильнее других способствуют эволюционному успеху (приспособленности) своих носителей. Как видите, под эволюционным успехом чего бы то ни были понимается всего навсего вероятность сохранения этого чего-то в популяции. Но поскольку оставаться в популяции можно самому и/или путём рождения детей (распространения информации), то получается простая формула: приспособленность = выживание + размножение. Кстати, поэтому в условиях ограниченности ресурсов между выживаемостью и плодовитостью обычно имеется трейдофф.

Таким образом, в основе теории эволюции лежит круговая (но от этого не менее верная) логика: в популяции остаются «наиболее приспособленные» предпочтения, то есть такие, которые остаются в ней с максимальной вероятностью. И кстати говоря, это ответ на вопрос, почему мужчины предпочитают таких женщин, а женщины — таких мужчин. Потому что это эволюционно эффективные предпочтения.

В заключение я бы хотел забросить мостик к следующему посту (ко второй части). Обратите внимание, что поскольку биологическая эволюция действует только через рождение и смерть, то прогресс — если, конечно, это прогресс, а не регресс — обычно происходит уже постфактум, когда неприспособленные индивиды уже не существуют. (Вообще говоря, смерть является эволюционном преимуществом всех смертных видов — поэтому только такие в природе и остались.) К счастью, культурная и, в особенности, личностная эволюция ни рождения, ни умирания не требует, а значит, может происходить в течение нашей жизни. Но можем ли мы так эволюционировать, так изменить свои и чужие предпочтения, чтобы получилось развитое и при этом гармоничное общество? Скажем, такое, которое сумеет договориться о ядерном разоружении прежде чем устроит ядерную войну. Об этом — в следующем посте.

См. также:

  • Пост «Ваше лицо вам не принадлежит» — об эволюции кооперации.
  • Пост «Восемь уроков Карла Маркса» — об эволюционной эффективности социума.