Представьте: едете вы в вагоне метро, слушаете подкаст. И вдруг ловите себя на том, что улыбаетесь. Но для кого вы улыбаетесь? Ведь на вас никто не смотрит! А я скажу, для кого — для ведущего и гостей подкаста.
Или представьте себя в кино. Сидите в кинозале, смотрите какой-нибудь душещипательный фильм и плачете. Но кому и что вы хотите таким образом сообщить? Ведь в зале темно — вас никто не видит. И какой тогда вообще смысл плакать? Пострадали внутри своей собственной головы и успокоились. Но вы всё равно плачете — для героев фильма.
Ну или такой пример. Вы выступаете перед людьми — ведёте занятие или какое-нибудь публичное мероприятие — и почему-то чувствуете себя неловко. И как на зло, ваш организм это показывает: тело сжимается, закрывается, голос звучит неуверенно. Вы понимаете, что выглядите неубедительно, пытаетесь что-то с этим сделать — принять более уверенную позу, понизить тембр — а не получается: не так-то просто казаться уверенным, если в действительности это не так.
Ваше лицо, тело и голос вас буквально выдают.
Но почему так происходит? Почему организм отражает не то, что вы хотели бы, чтобы он отражал, а то, что вы чувствуете на самом деле? Почему он работает не на вас, а иногда как будто бы даже против вас?
А потому что на самом деле ни лицо, ни тело, ни даже голос вам не принадлежат — они принадлежат окружающим, доносят им информацию о вашем состоянии. И всё это «сделано» для того, чтобы другие люди хоть как-то могли вас понимать. А не для того чтобы вы производили нужное вам впечатление. На лице у вас буквально написано, что вы чувствуете.
Конечно, вы можете попробовать всех обмануть, манипулировать людьми с помощью собственной мимики и жестов. Но во-первых, для этого нужно постоянно об этом думать, это должен быть сознательный контроль. А во-вторых, люди обычно считывают неискренние реакции, просто не всегда об этом вам говорят. (Кстати, поэтому преподаватели хоть как-то понимают своих студентов: несмотря на то что обычно все молчат и старательно делают вид, что всё понимают, по лицам всё всегда понятно. Ну почти всегда.)
Но что такое написано на вашем лице, что оно позволяет другим людям вас понимать, даже если вы не произносите ни слова?
Эмоции! Если они положительные, то значит, происходит что-то такое, что вам нравится, что реальность превосходит ваши ожидания. Если отрицательные — то наоборот. Ну а что именно вызывает эту вашу реакцию, обычно понятно из слов или из контекста. (Поэтому так популярны всевозможные смайлики и стикеры, голосовые сообщения и телеграмовские кружочки: по ним считывается не только содержание, но и эмоция, ваше отношение.) Таким образом, с помощью мимики и жестов окружающие реконструируют не только ваши ценности, но и мировоззрение, вашу картину мира. Понимают, что вам важно и что вы любите, к чему вы стремитесь и чего ожидаете.
И всё это происходит бессознательно, автоматически! Именно из-за таких настроек мы и способны кооперироваться: нащупывать нормы, цели и ожидания друг друга, достигать договорённостей, координировать действия, доверять.
Если бы мы не умели читать других людей, если бы телом и мимикой можно было легко управлять, то у нас были бы большие — просто огромные! — проблемы с доверием. Ведь как можно доверять тому, кого вы не понимаете, кто может вас обмануть?
Ваше лицо принадлежит не вам — оно принадлежит другим людям. И «сделано» это неспроста, а ради кооперации, ради общего блага — так что независимо от вашего желания, вы кооперируетесь. Просто по дефолту. Социальность и кооперация вшиты в нас эволюцией настолько глубоко, что противостоять этим настройкам, кажется, просто бессмысленно.