Восемь уроков Карла Маркса

Мама, а кто такой Карл Маркс?
Карл Маркс, сынок, был экономист.
Как наша тётя?
Нет, наша тётя — старший экономист.

Принято считать, что марксистская экономика — это что-то едва ли не противоположное неоклассической экономике, современному экономическому мейнстриму. Но это не так. Мало кто знает, что именно Карл Маркс придумал или, по крайней мере, сформулировал многие из тех идей, которые потом стали частью мейнстрима. В частности, в «Капитале» Маркс приложил свою руку к теории производства, теории рыночных структур, теории рынка труда (микроэкономика), теории денег, теории экономического роста и теории кризисов (макроэкономика).

Однако наиболее значимые и интересные идеи Маркса ни в экономический мейнстрим, ни в курс современной экономики так и не вошли. А зря. Хотя конечно, на то были свои — структурные — причины. Поэтому в этой статье я хочу сформулировать восемь куда более важных уроков, которые, по моему мнению, можно (и нужно) вынести из Маркса.

1. Структура. Социальная реальность устроена сложно: за привычным слоем повседневной жизни скрываются разные структурные или, как тоже говорят, системные процессы. Это может быть рыночная конкуренция и макроэкономическая динамика (экономика), конкуренция государств на мировой арене и внутриполитическая классовая борьба (политика), трансформация доминирующих мировоззрений и культурная эволюция (культура). Все эти силы оказывают огромное влияние на нашу жизнь, несмотря на то что обычно мы это влияние не осознаём. Собственно, именно эти силы и привели нас и наше общество туда, где мы есть. Вот почему, например, вы работаете именно там, где работаете? Или учитесь именно там, где учитесь? Да, конечно, это был ваш выбор. Вот только те возможности, из которых вы выбирали, определили не вы — их за вас определила система: экономика, политика, культура.

2. Рациональность. Не только возможности, но и наши ценности, желания и убеждения формируются под влиянием этих масштабных сил, в результате их взаимодействия. Одновременно с тем, как предприниматель начинает строить свой бизнес, этот самый бизнес начинает трансформировать мышление предпринимателя: человек становится более «бизнесовым», более ориентированным на прибыль, менее просоциальным. Начинает вопринимать других людей как ресурс, как средство достижения цели. Но это не проблема конкретного человека — это структурная проблема: так усроена рыночная конкуренция, так устроено общество. Примерно так же финансовые рынки формируют мышление инвесторов, а экономика и политика — мышление экономистов. И поэтому экономисты максимизируют не счастье людей, а темпы экономического роста: к этому их подталкивает система.

3. Диалектика. Получается, что экономика влияет на психологию людей не меньше, чем психология влияет на экономику. То есть всё влияет на всё. Вместо простой каузальной модели, где А детерминирует В, мы получаем более сложную, но зато и более реалистичную модель, где А и В одновременно детерминируют друг друга и как бы ко-эволюционируют. Это и есть диалектика, именно такой подход и использует Маркс. По крайней мере, так я его понимаю. Собственно, поэтому для Маркса наиболее валидный способ исследования общества — это исторический анализ: всё так, как оно есть, потому что оно стало так. Вот скажем, вы хотите зарабатывать деньги (это ваша потребность). Но почему вы этого хотите? Потому что с помощью денег вы можете удовлетворять разные другие потребности (это ваши возможности). Но почему так? А потому что другие люди в своё время тоже захотели их зарабатывать (потребности). И теперь они готовы продавать товары и оказывать услуги за деньги (возможности). Такая вот мини-диалектика.

4. Эффективность. На первый взгляд может показаться, что общество — всё те же экономика, политика и культура — устроены так, как хотят люди, то есть граждане, элиты, какие-то отдельные личности. Но это не совсем так: по Марксу, общество устроено не как-то, а эффективно. Или точнее говоря, оно «стремится» к тому, чтобы быть устроеным эффективно. Это значит, что общество имеет такую структуру, такую внутреннюю организацию, которая позволяет ей сохраняться длительное время. Собственно, почему вы сейчас обнаруживаете себя именно в таком обществе, в котором вы себя обнаруживаете? Потому что вплоть до настоящего момента это общество было в состоянии поддерживать собственную функциональность.

5. Эволюция. А что происходит с социумом, если он становится достаточно дисфункциональным, то есть перестаёт соответствовать внутренним и внешним вызовам: войнам и экономическим кризисам, научным открытиям и технологиям, идеям и убеждениям людей? Вариантов немного: он либо трансформируется (то есть всё-таки начинает соответствовать обстоятельствам, разрешает противоречия), либо исчезает — но в любом случае в своём неизменном виде в следующий период он точно не переходит. Такова логика слепого, но неумолимого эволюционного процесса. Так что эффективность — это всегда динамическая, эволюционная эффективность: просто эволюция эта может быть не только биологической (эволюция человечества как вида), но также культурной (эволюция «отдельного» общества) или даже личностной (эволюция человека в течение жизни).

6. Идеология. Маркс делает особый акцент на том, какую роль в капиталистическом обществе играет капиталистическая идеология, как она стабилизирует систему, скрывая и как бы переупаковывая разные её нелицеприятные стороны. Простой пример: к неравенству доходов большинство людей относится отрицательно — особенно, если оно высокое и не в их пользу. А вот «американскую мечту» люди обычно вопринимают как что-то позитивное. Но если подумать, то быстро выясняется, что это две стороны одной и той же монеты. Вот только думать некогда, ведь надо работать на «мечту». Идеология — неважно, создаётся она намеренно или возникает стихийно — делает систему более стабильной и, таким образом, более эффективной. Вот только, как следует из рассмотренного примера, эффективность — это далеко не всегда о счастье людей. (Теперь понимаете, почему Маркс так и не стал частью либерально-экономического мейнстрима, почему он не попал в учебники? А потому что это не только наука, но ещё и идеология. И включать в неё Маркса, судя по всему, оказалось неэффективным.)

7. Конфликт. Маркс показывает, что общество далеко не такое гармоничное, каким оно старается себя выставлять и каким поэтому кажется на первый взгляд. Взять хотя бы те же деньги. Оказывается, это не только средство обмена, которым люди пользуются, чтобы удовлетворять потребности друг друга, но также средство накопления и даже средство эксплуатации. Ведь печатая лишние деньги и аккумулируя, «зарабатывая» их последством банков, монополий и выгодных госконтрактов, элиты снижают покупательную способность всех остальных граждан и как бы размывают их долю в экономике. В целом получается, что нерегулируемый капитализм — это в значительной степени борьба, скрытый конфликт и множество вытекающих из него отрицательных эффектов. И поэтому необходимо не только государственное регулирование, но также и регулирование самого государства.

8. Проект. Неоклассическая экономика производит впечатление законченного предприятия: рынки эффективны, государство минимально, все живут долго и счастливо. Но поскольку реальное общество — это в значительной степени конфликт, то значит, всё далеко не идеально. А значит, градус конфликта всегда можно снизить, можно сделать общество более гармоничным, более счастливым — появляется общее дело, появляется проект общественного благосостояния. Вот только может ли счастливое общество быть ещё и эволюционно эффективным — это вопрос. Причём вопрос со звёздочкой.

Источники и рекомендации:

  • Обзорная лекция о Марксе by проф. Александр Корягин (и весь курс «Introduction to Political Philosophy»)
  • Цикл лекций «Reading ‘Capital’ with David Harvey»
  • Цикл лекций о марксизме by prof. Raymond Guess
  • Интервью проф. Чарльза Тейлора философу Брайану Маги (и весь цикл «Men of Ideas with Bryan Magee»)
  • Интервью проф. Питера Сингера философу Брайану Маги (и весь цикл «The Great Philosophers with Bryan Magee»)
  • Статья, в которой я рассказываю о принципах экономического анализа и показываю, как на них можно «разложить» так называемую материалистическую диалектику Маркса