Homo Deus. Краткая история будущего – Юваль Ной Харари, 2016
Глава 1. Новая повестка дня
К началу XXI века люди победили три великих зла, с которыми не могли справиться на протяжении тысячелетий – войну, чуму и голод. Теперь на повестке дня у человечества три новых проекта – достижение бессмертия, блаженства и божественности (или хотя бы долголетия, счастья и суперспособностей).
Парадокс знания: исторические прогнозы (такие как марксистское учение) часто не сбываются, так как люди принимают их во внимание и изменяют своё поведение. Поэтому историю нужно изучать не для того, чтобы предсказывать будущее, а чтобы быть свободным от жизненных сценариев, диктуемых прошлым, и сознавать возможные альтернативные пути развития.
Часть I. Homo Sapiens завоёвывает мир
Глава 2. Антропоцен
Сельскохозяйственная революция превратила охотников и собирателей, бывших лишь частью природы, в её эксплуататоров. Прикрываясь теистическими религиями, утверждающими священность и превосходство человека, новоиспечённые земледельцы и скотоводы научились игнорировать эмоции и социальные потребности эксплуатируемых и уничтожаемых ими животных.
Глава 3. Искра божия
Человек не отличается от животных ни божественной избранностью, ни наличием бессмертной души или сознания. Согласно современным научным представлениям, организмы – это биохимические алгоритмы, и в этой картине мира нет места сознанию: учёные не знают ни какова его функция, ни как оно образуется в нейронной сети мозга.
Отличие людей от животных, позволившее человечеству создать сложную цивилизацию – это способность организовываться в неограниченные по численности группы.
Часть II. Homo Sapiens придаёт миру смысл
Глава 4. Рассказчики
Человеческие общества и большие организации могут эффективно функционировать, потому что все их участники верят в одни и те же интерсубъективные сущности (такие как государства, нации, корпорации, права человека или бог). Часто это приводит к реальным бедствиям (войнам, банкротствам, страданиям животных), поэтому нужно научиться отличать интерсубъективные фикции от объективной действительности.
Глава 5. Странная парочка
Религия – это всеобъемлющая история, которая обосновывает некоторую систему общественных отношений сверхчеловеческими законами. Капитализм и гуманизм – тоже религии. Духовные учения (например, дзен-буддизм) отличаются от религий тем, что задают экзистенциальные вопросы и подталкивают к их постижению, но не отвечают на них догматически.
Наука подкрепляет религиозные догмы фактами – религия в свою очередь направляет научный поиск и даёт этическую интерпретацию научных открытий.
Глава 6. Современный завет
Современность – это сделка: человечество меняет смысл на могущество, создаёт новые технологии, теряя веру в высшую цель. Вместо рая на небесах люди верят в рай на земле, которого можно достичь с помощью экономического роста. Этот рост обеспечивается научно-техническим прогрессом и этикой капитализма – самой успешной из религий.
Глава 7. Гуманистическая революция
До сих пор человечеству удавалось избегать расплаты за обретение всё большего могущества: когда ушла вера в фундаментальную осмысленность мироздания, люди стали черпать смысл из гуманистических религий. Высшая ценность гуманизма – человек, именно он наделяет мир смыслом, прислушиваясь к чувствам и желаниям своего глубинного «я».
Либерализм, социализм и эволюционный гуманизм – три основных ветви гуманизма, между которыми в XX веке шли религиозные войны. Победивший либерализм видит уникальную ценность в каждом индивиде, социализм (коммунизм) провозглашает первостепенную ценность общества, эволюционный гуманизм (нацизм) стремится развить человечество с помощью искусственного отбора людей.
Часть III. Homo Sapiens теряет контроль
Глава 8. Бомба в лаборатории
На пути к достижению бессмертия, счастья и божественности гуманистическая наука подрывает самые основы либерального гуманизма: свобода воли с трудом вписывается в научную картину мира, а человек, похоже, не обладает единым истинным «я».
Глава 9. Великий раскол
Бессознательный искусственный интеллект становится всё эффективнее интеллекта сознательного, поэтому человек вскоре лишится экономической ценности. Есть три возможных сценария: 1) всё человечество превращается в бесполезный класс, власть и богатство переходят программам; 2) люди остаются ценны, но лишь на массовом уровне (как источник данных для алгоритмов); 3) над рядовыми гражданами, наряду с программами, возвышается элита, состоящая из биотехнически усовершенствованных людей, тем самым провоцируя рост социального неравенства. В любом случае гуманистические ценности оказываются оторваны от действительности.
Глава 10. Океан сознания
На смену существующим религиям придут такие техно-религии, как техно-гуманизм и датаизм (религия данных).
Как и другие ветви гуманизма, техно-гуманизм поклоняется человеку, но также стремится его физически и умственно усовершенствовать с помощью технологий и тем самым превратить Homo Sapiens в Homo Deus – Человека Разумного в Человека Бога. Когда в гуманистическом порыве люди научатся управлять человеческими желаниями с помощью технологий и искусственно создавать переживания, человек лишиться своего священного статуса и техно-гуманизм самоуничтожится.
Глава 11. Религия данных
Современные учёные воспринимают жизнь, экономику и историю как системы алгоритмов, обрабатывающих большие объёмы данных: демократия победила авторитаризм, также как и капиталистическая рыночная экономика победила социалистическую плановую потому, что распределённая обработка данных эффективнее централизованной.
Существующие политические системы не в состоянии обрабатывать современные потоки информации, поэтому правительства больше не имеют глобального видения и выполняют лишь административные функции. Не видят целостной картины мира и богатейшие люди планеты. Никто не понимает систему полностью, поэтому мы живём в тот недолгий период, когда миром в целом никто не управляет.
С датаистической точки зрения, мировая история – это эволюция методов обработки информации. Датаизм поклоняется информации и наделяет информационный поток наивысшей ценностью. Свобода распространения информации – священный принцип религии данных. Датаизм не гуманистическая, но и не антигуманистическая религия, однако, когда человечество выполнит свою историческую миссию – создаст Интернет всех вещей – оно утратит свою ценность: информационный мир сможет функционировать и без участия людей, а вся власть перейдёт алгоритмам.