Когда говорят о свободе воли, то обычно речь идёт о том, существует ли эта свобода. Свободу воли принято понимать как что-то метафизическое, такой своеобразный артефакт: либо он у вас есть (на это принято надеяться), либо его нет (этого принято бояться). Как же обстоят дела на самом деле?
Самые разные науки в один голос говорят о том, что никакой метафизической свободы, то есть способности принимать решения независимо ни от чего, не существует. Психология, экономика, биология согласны друг с другом в том, что поведение и решения определяются механически или, лучше сказать, механистически: грубо говоря, мозг (и сознание в нём) алгоритмически выбирает лучшие из доступных альтернатив и отдаёт телу соответствующие приказы.
Всё это очень хорошо, но проблему не решает. Ведь любой нормальный человек чувствует, что он свободен, делает всё «сам» и никакая наука не может избавить его от такого стойкого ощущения свободы воли.
В этой заметке я попытаюсь примерить две точки зрения. На мой взгляд, свободы воли не существует, однако это не мешает нам её чувствовать. Потому что это не «вещь», а эмоция.
Давайте проведём такой мысленный эксперимент. Два человека, мистер Оранж и мистер Блю, приходят в лабораторию. Вот они.
Безжалостный экспериментатор производит с мистерами процедуру переподключения: он подсоединяет нервы так, что мозг мистера Оранжа теперь получать сигналы от тела мистера Блю, от его органов чувств. С другой стороны, мозг мистера Блю начинает «чувствовать» тело мистера Оранжа. При этом оба мозга по-прежнему командуют своими собственными телами. Что-то в духе «Матрицы».
Если переподключение проходит успешно, оба мистера остаются не только в живых, но и в сознании. Тогда экспериментатор переходит непосредственно к самому эксперименту: кладёт в руку мистеру Оранжу живого паука. Вопрос: что будет дальше? Давайте проследим цепочку событий.
- Тело мистера Оранжа (его рука) получит раздражение и сгенерирует соответствующую тактильную информацию.
- Поскольку сигналы от тела мистера Оранжа идут в мозг мистера Блю, то именно он эту информацию и получит.
- Мозг мистера Блю расшифрует полученный сигнал и почувствует (а чувствуем мы мозгом, не телом), что в руке — паук!
- Мозг мистера Блю немедленно (инстинктивно) пошлёт своему телу сигнал отдёрнуть руку.
- Рука мистера Блю дёрнется, как бы отбрасывая паука. Однако паук никуда не денется: он, где был, там и останется — в руке мистера Оранжа.
- Мозг мистера Оранжа (то есть сам мистер Оранж) почувствует, что у него у него ни с того ни с сего дёрнулась рука.
- А так как паук по-прежнему на месте, то тело мистера Оранжа опять будет посылать тревожный сигнал в мозг мистера Блю.
- И так далее.
Давайте подумаем, кто что чувствует. Мистер Оранж (его мозг) должен быть как минимум в замешательстве: у него вдруг стала дёргаться рука, хотя такой команды он ей не давал. А вот мистер Блю должен быть в панике: он чувствует паука, отдёргивает руку, но она его не слушается и продолжает удерживать паука.
Что будет, если экспериментатор сжалится, уберёт паука и вернёт обоим мозгам контроль над их телами (и ртами)? Уверен, что, когда они придут в себя, и мистер Оранж, и тем более мистер Блю отрапортуют экспериментатору, что на некоторое время они как будто утратили свободу воли: их тела их не слушались, они слушались кого-то другого. Но что всё это значит?
В процессе эксперимента оба мистера, действительно, что-то потеряли. Однако это была не какая-то метафизическая свобода воли (которая вдруг куда-то исчезла в момент переключения), а чувство наличия этой выдуманной свободы. Свобода воли — это чувство, эмоциональное сравнение. Это ваша уверенность в том, что ваши объективные действия соответствуют вашим же субъективным желаниям. И конечно, это приятное чувство: оно сигнализирует мозгу и сознанию, что всё под контролем, что всё идёт по плану. Именно поэтому мысль, что свободы воли нет, обычно так болезненна.
Выходит, всё не так уж и плохо. Руки дёргаются в тот момент, когда ваше «я» (мозг, сознание) приказывает им это сделать. Пальцы набирают на клавиатуре именно тот текст, который ваше «я» хочет напечатать. Глаза закрываются в тот момент, когда вы решаете, что пора спать. В этом и есть свобода. Другое дело, что сами эти решения — отдёрнуть руку, набрать текст или уснуть — несвободны. Теоретически они вполне предсказуемы, ведь определяются вполне конкретными факторами.
Напоследок — задачка. Предлагаю вам подумать о том, что будет происходить, если к мистерам Оранжу и Блю присоединится — и в прямом, и переносном смысле — ещё и мистер Рэд. Как будут развиваться события, если одному из них в руку мы положим паука? Что если пригласить ещё и мистера Блэка?
См. также: