#неблагоговение

“Call him Voldemort, Harry.
Always use the proper name for things.
Fear of a name increases fear of the thing itself.”
— Albus Dumbledore (J. K. Rowling)

Когда Алиса познакомилась с Безумным Шляпником, он задал ей такую загадку: “Что общего у ворона и письменного стола?” Мой вопрос примерно из той же серии: что общего между Адольфом Гитлером, кабинетом директора и Священным Писанием?

Какие есть версии?

А общего то, что упоминание всех этих вещей почему-то приводит людей в состояние благоговения. Кстати, примерно то же самое мы испытываем, когда думаем о потусторонних силах и смертельных болезнях, популярных певцах и жестоких маньяках, природных катаклизмах и государственных символах.

Но почему, думая обо всех этих вещах, мы благоговеем? Что делает с нами эта эмоция? Какова её функция?

Похоже, что функция благоговения в том, что оно усмиряет нас тогда, когда мы сталкиваемся с чем-то большим, значительным, авторитетным. С чем-то, что сильнее нас, чего мы не понимаем. Благоговение — это такая смесь удивления со страхом (и тогда это отрицательная эмоция) или удивления с обожанием (положительная). Это парализующая эмоция — в этом и есть её функция. Когда мы благоговеем, то мы тормозим, соглашаемся, сдаёмся. У нас отключается мозг.

Но разве это плохо? Сложно сказать.

Конечно, если вы живёте в доисторическую эпоху, то наверное, в таком поведении есть какой-то смысл: встречаете кого-то властного — благоговеете перед ним — вас не воспринимают как угрозу — остаётесь в живых. С эволюционной точки зрения, в целом разумно. Вот только в современном мире такая схема, кажется, не работает. Пока вы будете благоговеть — причём скорее всего заочно — объект вашего благоговения сто раз успеет этим вашим благоговением воспользоваться.

Ну например: как только вы называете что-то великим — точнее, как только вас в этом убеждают — то вы не просто отключаете себе возможность смотреть на это что-то критически — вы становитесь манипулируемы.

Ведь если что-то великое, то тогда вы должны быть готовы ради него чем-то пожертвовать, правда? Своим мнением, своими налогами, своей жизнью. А иначе какое же оно великое? Или может, вы просто его не цените? Но тогда, может быть, вы и сам какой-то не такой, а?! И всё — человек испытывает страх, стыд, неловкость — и становится ценителем всего “великого”. Становится “таким”.

Именно поэтому мне так не нравится выражение “великий русский писатель”, которое нам всем вдалбливают в голову ещё в школе. Пусть лучше это будет просто “писатель”, а великий он или нет, каждый решит уже сам для себя.

Всё то же самое касается артистов, учёных, правителей и всех остальных. Не “Народный артист”, а просто “артист”. Не “лауреат Нобелевской премии по экономике”, а просто “экономист”. Не “Президент”, а “президент”. Не “Вы”, а “вы”. И так далее.

То же касается и событий. И поэтому я предпочитаю говорить не “Великая Отечественная война”, а “Вторая мировая”. А ещё это касается бога. И поэтому я пишу не “Бог”, а “бог”. Чтобы не подействовать этими заклинаниями на самого себя.

Пафос отключает мозг. Именно поэтому его так любят нагонять представители власти: государственной, корпоративной, культурной, научной, церковной — любой. Но хотите ли вы, чтобы в присутствии власти — которая вас и так сильнее, на то она и власть — у вас ещё и отключался мозг? Не думаю.

Если у кого-то большой авторитет или по какой-то причине все вокруг что-то очень сильно любят или ненавидят, то это ещё не значит, что вы должны лишиться чувства собственного достоинства и способности трезво рассуждать.

Пока вы благоговеете, вы не понимаете, не думаете, не рефлексируете. А могли бы понимать, думать, рефлексировать. Чтобы не быть слепым, не быть манипулируемым. Но для этого нужно трезво оценивать ситуацию и уметь спокойно говорить о любых вещах.

Так что без пафоса, господа. Без предыхания. Без сакрализации.

#неблагоговение

(найдено на просторах интернета)