Лучшая метафора хорошей организации — это симфонический оркестр. Точнее говоря, это даже не метафора, а просто особый частный случай фирмы (компании, предприятия). И вот почему.
В оркестре есть всё: музыканты представляют собой труд, музыкальные инструменты — капитал, продюсер/директор оркестра выступает в роли предпринимателя (антрепренёра), дирижёр — в роли менеджера (такого наёмного гендиректора оркестра), композитор отвечает за R&D. Концертная музыка — это по сути конечный продукт симфонического оркестра (производимый с помощью музыкантов и инструментов), ну а слушатели — потребители этого продукта. Так же как и на производстве, внутри оркестра есть цеха: струнные, духовые, ударные и т.п.
Любопытно, что в хорошем оркестре музыканты вполне могут играть и без дирижёра. Может быть, до катарсиса дело и не дойдёт, но программу выполнить музыканты и сами в состоянии. Поэтому плохо разбирающимся зрителям дирижёр может показаться фигурой избыточной: «просто машет руками». Так вот эта кажущаяся ненужность руководителя и есть главный признак здоровой, «качественной» организации!
В серьёзном симфоническом оркестре все музыканты — профессионалы, в совершенстве владеющие своими средствами производства. Кроме того, у каждого работника оркестра есть свои чёткие должностные инструкции в виде нот. Команда работает слажено, все бизнес-процессы хорошо отрепетированы — поэтому оркестр нормально функционирует и без менеджера-дирижёра. Он лишь осуществляет, так сказать, общее руководство: координирует взаимодействия всех цехов во время концерта, слегка направляет их деятельность, выступает таким специалистом по связям с общественностью (кланяется публике и как бы представляет ей музыкальное произведение). Ну и эффектно машет руками, конечно. При этом репетиции, которые дирижёр проводит с оркестром до концерта остаются как бы за кадром, о них зрителю знать необязательно (так же как и о творческих муках композитора). Потребителю сразу готовый результат подавай.
Вот так и рождается качественный продукт — в хорошо выстроенной организации. Например, вот так. Ну или так.
- Бонус — статья «Зачем оркестру дирижёр?» на «Медузе»