Пришло время обратиться к источнику неисчерпаемой мудрости — мультсериалу «Смешарики». Мне кажется, я знаю, чем можно было бы объяснить его великолепное совершенство и совершенное великолепие. Обычно говорят о мастерстве авторов, детальной проработанности характеров героев и всего вымышленного мира, его нетривиальной ассоциированности с российскими реалиями и двойных смыслах (мультфильмы несут какой-то свой посыл и детям, и взрослым). Но помимо всего этого, такое высокое качество сериала в значительной степени обусловлено очень небольшим хронометражом серий (всего 6,5 минут): из-за этого по сути институционального самоограничения серии почти всегда получаются наполненными большим количеством интересных идей, такими «концентрированными» что ли, с высокой «плотностью мысли». В этом посте я перечислю несколько мультфильмов, которые, благодаря стараниям своих гениальных сценаристов, несут в себе тонкий философский подтекст.
1. «Смысл жизни». Как Бараш при помощи мудрого Кар-карыча ищет смысл жизни и в каком-то смысле даже находит его. (Сценарист — Алексей Лебедев.)
2. «Щедрое небо». Совершенно гениальная серия о том, что любые эмпирические данные можно интерпретировать как через призму обывательского телеологического мировоззрения (повсюду находящего смысл и провидение), так и в рамках научной механистической картины мира (объясняющей мир не целями, но причинами). Носителем первого мировоззрения является Крош, второго — Лосяш. (Сценарист — Алексей Лебедев.)
3. «Край земли». На этот раз Крош с Лосяшем затевают естественнонаучный спор о том, круглая наша Земля, или нет. Ничто не может поколебать уверенности «невежественного» кролика в собственной правоте и убедить его в том, что Земля действительно круглая. В том числе и эмоционально заряженный, но совершенно ненаучный «аргумент» Лосяша о том, что «Джордано Бруно отдал жизнь ради этой истины» — эдакая апелляция к авторитету. Развязка очень драматичная, в ней можно усмотреть некоторое сходство с фильмом «Пираты Карибского моря: На краю света». (Сценарист — Дмитрий Яковенко.)
4. «Не может быть». Как теория побеждает опыт. Учёный (Лосяш то есть), столкнувшись с неожиданными эмпирическими данными, всеми силами старается сохранить целостность своей научной картины мира. Но для этого ему приходится прибегнуть к совершенно антинаучным методам. «Если что-то не имеет названия, то этого просто не может быть!» (Сценарист — Светлана Мардаголимова.)
5. «Создатель». Серия ни больше ни меньше о солипсизме с отсылками к кинотрилогии «Матрица». (Сценарист — Дмитрий Яковенко.)
6. «Счастьемёт». Моя любимая серия об устройстве, которое должно сделать Пина (да и всех остальных героев) счастливыми. «Вот прицелился в какого-нибудь несчастного, пиф-паф — и он счастлив. Навсегда!» Вот только устройство это не работает, потому что «не хватает одной деталь, очень важный». (Сценарист — Светлана Мардаголимова.)
7. «Линии судьбы». Во-первых, эта забавная серия интересна тем, что Лосяш в ней ставит не естественнонаучный, а скорее социальный эксперимент. А во-вторых, при детальном рассмотрении выясняется, что в ходе этого эксперимента поднимаются вопросы детерминизма, предопределённости и нашей ответственности за будущее. Серия является абсолютным рекордсменом по использованию героями сослагательного наклонения: «что было бы, если бы…» и т.п. (Сценарист — Алексей Лебедев.)
8. «Пылесос». О пробуждении искусственного интеллекта… в пылесосе. (А почему бы, собственно, и нет?) Что-то в духе Айзека Азимова с его тремя законами робототехники. Серия также немного напоминает фильм «Я, робот» с Уиллом Смитом. Всё действие сопровождается занятными «японскими» хокку. (Сценарист — Алексей Лебедев.)
9. «Настоящие ценности». Эта замечательная серия по своей сути совершенно экономическая. Вообще Смешарики живут в своего рода традиционном, но одновременно и коммунистическом обществе — такое вот странное сочетание. В этой же серии они вдруг изобретают деньги, отчего сразу же возникает (а точнее, усиливается) разделение труда: герои начинают производить разнообразную деятельность не потому что им действительно надо, а для того чтобы заработать денег. Начинается своеобразная гонка за продуктивностью. Вот так вот, ёлки-иголки! (Сценарист — Светлана Мардаголимова.)
- Бонус — политолог Екатерина Шульман о «Смешариках»