Как исследовать выбор: немного методологии

В этой заметке я постараюсь классифицировать эмпирические методы, которые можно использовать для изучения реального выбора реальных людей. Думаю, мой подход будет скорее экономическим, чем психологическим, однако должны быть и пересечения.

Чтобы понять, какие способы исследования выбора являются экологически валидными, то есть не слишком отвлечёнными от реальности, сперва стоит разобраться в том, что вообще есть выбор и как он, собственно, происходит. Кажется, едва ли есть какой-то смысл в том, чтобы проводить эмпирические исследования в отсутствие рабочей модели выбора, ведь для интерпретации результатов этих исследований обязательно потребуется какой-то теоретический фреймворк.


Что мы понимаем под выбором? Я бы определили выбор как непрерывный сознательный и/или бессознательный процесс поиска оптимального жизненного сценария. Сразу сделаю несколько замечаний.

  • В моём понимании, между выбором и принятием решения нет никакой существенной разницы: конечно, выбор как действие может отличаться от выбора как принятие решения, но это лишь означает, что перед совершением действия человек совершил ещё один промежуточный выбор как принятие решения. Поэтому я буду абстрагироваться от действия и считать его неизбежным и практически автоматическим следствием принятия финального решения.
  • Непрерывность процесса выбора означает, что выбор не есть какой-то конечный акт. Даже если вы приняли какое-то решение, это не значит, что через минуту вы не передумаете: возможно, придёт новая информация извне, отчего изменится набор или скорее континуум возможных сценариев, а может быть, произойдёт внутренняя переоценка имеющихся альтернатив, сменятся приоритеты, и выбор тоже поменяется.
  • Наконец, поиск оптимального сценария (кратко- или долгосрочного) означает, что у человека есть некоторое количество потребностей, которые ему хотелось бы удовлетворить: это желания и цели, которые человек стремится реализовать, а также ожидания, которым, по его мнению, должен соответствовать мир вокруг. Получается, что выбор — это такой подгон реальности под собственные идеальные представления о ней, приближение <<сущего>> к <<должному>>, поиск и реализация такого жизненного сценария, который наиболее предпочтителен, но одновременно возможен.

Итак, выбор, независимо от степени его сложности, — своего рода пересечение множества потребностей со множеством возможностей. Если совершаемое действие определяется не поведенческим автоматизмом, а действительно, является результатом более или менее сознательного выбора, то это означает, что оно происходит примерно следующим образом.

  1. Есть какая-то цель или набор целей. Цель может быть поставлена субъектом сознательно (что бы это ни значило) или уже изначально, по умолчанию присутствовать как проявление той или иной потребности.
  2. Когда приходит время принимать решение, его субъективная значимость, важность для индивида повышается и человек начинает продумывать разные варианты развития событий.
  3. Потенциальные жизненные сценарии оцениваются по ряду параметров, производится анализ, сопоставление субъективных выгод и не менее субъективных издержек. Обычно этот процесс медиируется нашими эмоциями: формирование и обновление наших предпочтений и ценностей реализуется с помощью эмоций.
  4. Выбор происходит в пользу той альтернативы, которая была оценена — по совокупности факторов, имеющих разную значимость, — как наиболее привлекательная.

Пример. Приведённая выше нехитрая модель выбора имеет далеко идущие последствия, и одно из них — методика подталкивания, так называемый nudging. Логика следующая: если две альтернативы для человека примерно одинаково привлекательны, то при необходимости его довольно легко можно как бы подтолкнуть к выбору не первого, а второго лучшего варианта. Нужно лишь подобрать правильный стимул или просто акцентировать внимание человека на том или ином аспекте выбора. Такое подталкивание можно использовать при проведении государственной или корпоративной политики, а также в повседневной жизни. Главное, чтобы оно совершалось не из корыстных побуждений и в <<нужном>> направлении.


Теперь вопрос: что и как тут можно исследовать? Если выбор — это пересечение человеческих потребностей (рациональности — в широком смысле) с его возможностями (доступными альтернативами), то глобально у исследователей есть три варианта того, что они могут сделать. Далее я постараюсь описать каждый из этих вариантов.

1. Можно просто предложить людям тот или иной набор опций и посмотреть, что они выберут. Часто бывает полезно просто поговорить с людьми, попросить их заполнить опросник с вопросами типа <<как бы вы повели себя в той или иной ситуации?>> или <<какая из опций вам кажется более предпочтительной?>> Чтобы не очень далеко отходить от реальности, можно использовать сослагательное наклонение и задавать вопросы типа <<если бы ваша жизнь была другой в том или ином аспекте, как бы тогда изменился ваш выбор? насколько вы были бы довольны?>> (Это уже больше похоже на контролируемое исследование, особенно, если его участники набраны случайным образом, путём рандомизации.) Примерно так работают социологические опросы.

Однако у такого подхода есть два серьёзных недостатка. Во-первых, результат такого исследования состоит лишь в том, что мы узнаём предпочтения конкретных людей в конкретной ситуации. Небогато. Во всяком случае неясно, можно ли как-то распространить это частное знание на случаи более общие. А во-вторых, люди имеют ограниченное и довольно умозрительные представление о своей собственной рациональности и не очень охотно делятся даже этим весьма сомнительным знанием. Мы не всегда говорим то, что думаем, а зачастую и думаем не то, что делаем на самом деле. (В частности, неясно, насколько хорошо мы отличаем себя реальных от себя идеальных и как часто совершаем подмену этих двух образов внутри своей головы.) В общем, есть большие проблемы с <<жизненностью>> — экологической валидностью — таких исследований. Поэтому в большинстве случаев экономисты стараются брать во внимание не слова, а действия людей, выявляют их предпочтения по их же поступкам — и это следующий, уже более основательный способ исследования выбора как действия.

2. Итак, исследователи могут ставить людей в ситуацию выбора, меняя какую-либо характеристику этой ситуации и контролируя при этом все остальные факторы (они должны быть настолько постоянными или хотя бы случайными, насколько возможно). Это и есть эксперимент. Знание того, какие сценарии выбирают люди, располагающие тем или иным множеством возможностей, может пролить свет на устройство их рациональности: на это весь расчёт. Например, можно предложить участникам исследования сыграть в какую-нибудь экономическую игру вроде <<дилеммы заключённого>>, <<общественного блага>> или <<игры в доверие>>.

Как альтернативу опросам, можно использовать наблюдения за поведением людей: такой подход предполагает невмешательство в <<естественный>> ход вещей. Если очень повезёт, можно даже <<провести>> естественный эксперимент. К сожалению, <<естественные>> обстоятельства обычно не подчиняются воле исследователей, так что наблюдение и невмешательство далеко не всегда продуктивно. Приходится вмешиваться — проводить уже <<искусственный>> эксперимент.

К сожалению, а может быть, и к счастью, в черепную коробку к человеку не залезешь (а именно там и сидит его специфическая рациональность), поэтому приходится использовать этот косвенный метод и смотреть, как мозг реагирует на похожие, но несколько отличающиеся внешние обстоятельства. Своего рода эхолокация. На самом деле современные методы позволяют если не залезть человеку в голову, то хотя бы подглядеть за тем, что там происходит — я имею в виду методы вроде МРТ или ЭЭГ, используемые нейроэкономистами, специалистами в области нейробиологии принятия решений.

Контролируемые эксперименты хороши именно тем, что они контролируемые: с помощью регрессии и других статистических методов у исследователей есть возможность установить факт наличия (или отсутствия) эффекта X на Y, а также оценить величину этого эффекта. Однако проблема экологической валидности исследования не уходит, а скорее даже усугубляется <<лабораторностью>> эксперимента: нет никаких гарантий, что вне лаборатории люди будут вести себя так же, а не иначе. То, что происходит в лаборатории — это всегда некоторая симуляция реальной жизни, а раз всё понарошку, то естественно, значимость всего происходящего будет понижена. В принципе это может быть не так уж и плохо: если субъективная важность всех факторов снижена в одно и то же количество раз, то выбор человека от этого измениться не должен. Однако он будет намного менее напряжённым, эмоциональная вовлечённость человека будет в разы слабее. Поэтому исследователи идут на всякие ухищрения, чтобы повысить субъективную значимость того, что происходит в лаборатории.

Самый простой, но не самый дешёвый способ повысить важность происходящего — пообещать заплатить денег. Денежные стимулы особенно любят экономисты: они выплачивают своим испытуемым вознаграждение за достижение тех или иных целей в специально продуманных экономических играх, а дальше смотрят, каковы будут их результаты: эффективность или неэффективность, кооперация или конкуренция, доверие или недоверие.

Не менее, а может, даже и более хороший способ повысить важность эксперимента — добавить социальный контекст. Если исследование предполагает взаимодействие с живыми людьми, если оно включает в себя элемент общения или игры, то всё вроде как уже и не понарошку. Мы социальны, для нас нет ничего более реального, чем другие люди. И этим вполне можно пользоваться не только в лабораторных экспериментах, но и в корпоративных исследованиях.

Небольшой комментарий. Как бы ни был устроен эксперимент и как бы скептически мы ни относились к словам, по окончании эксперимента не будет лишним спросить у экспериментуемых, как и почему они принимали свои решения. Порой так намного проще разобраться в результатах исследования, чем сидеть и гадать, почему участники эксперимента повели себя так, как они себя повели. Наверное, такая комбинация эксперимента и опроса — лучший способ узнать что-то о рациональности наших испытуемых: об их частных предпочтениях и более общих ценностях, целях и ожиданиях, субъективной важности различных факторов, о том, чему и почему испытуемые уделяют больше или меньше внимания, о том, какова их картина мира и способ мышления.

3. Наконец, чтобы исследовать поведение человека, степени его свободы, можно воздействовать не на ограниченность возможностей, а на саму его рациональность. Если в ответ на такие интервенции поведение человека, находящегося в тех же самых условиях, как-то изменится, то, вероятно, это произойдёт из-за того, что так отреагировала его рациональность. Тоже что-то вроде эхолокации, но уже более инвазивной.

Вариант первый — попробовать изменить предпочтения человека, создав для этого необходимое положительное или отрицательное подкрепление. Здесь можно снова обратиться к человеческой социальности и воспользоваться такими рычагами как социальное одобрение или порицание. Так как предпочтения определяются в основном генетикой и культурой, а генетика, также как и <<культура>> взрослого человека не очень податливы, то едва ли не единственным способом воздействовать на предпочтения человека является воспитание. Однако производить такие манипуляции с психикой не вполне гуманно, поэтому обычно исследователям приходится полагаться на сравнительные исследования: берутся представители разных культур, обладающие поэтому различными рациональностями, ставятся в одинаковые экспериментальные условия, после чего им можно предложить какой-нибудь выбор.

Второй вариант — изменить не предпочтения, а картину мира человека. Картина мира — это та карта реальности, которой пользуется человек, для нахождения оптимальных путей к своим целям. Во многом она, конечно, зависит от того, как человек мыслит, какой его способ мышления, как он создаёт карту реальности по имеющейся у него информации. И если предпочтения, отношение к различным жизненным сценариям есть первый компонент человеческой рациональности, то картина мира и способ её сборки — это второй, не менее важный компонент. Единственный способ воздействовать на способ мышления — это образование, причём не какие-либо курсы, а обучение продолжительное и систематическое. Только так можно взять и превратить человека в математика или экономиста, врача или психолога, атеиста или верующего и т.п. Как следствие, имеем простор для сравнительных исследований людей с разным количеством, качеством и типом образования. А вот повлиять на картину мира, не меняя при этом способ мышления человека, намного труднее — с этой задачей может справиться только литература: художественная или научно-популярная.


Кажется, что по большому счёту, кроме этих трёх вариантов, никаких принципиально других методов для исследования выбора не существует. Можно просто понаблюдать или спросить. Можно создавать определённые условия и посмотреть, как на них отреагирует человеческая рациональность. Можно попробовать изменить саму эту рациональность и посмотреть, что с ней потом будет. Все социальные науки — психология, социология, экономика (как классическая, так и поведенческая) — пользуются какими-то комбинациями этих методов. Психологи предпочитают опросы, социологи — наблюдения, экономисты — эксперименты, однако к контролируемости и/или экологической валидности всех этих методов есть претензии. Сила в верной комбинации и разноплановости используемых подходов: только так исследования в области социальных наук могут быть экологически валидными, претендовать хоть на какую-то достоверность. Как-то так.